Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Нравится ли вам участвовать в школьных субботних мероприятиях?
Всего 41 человек
Голосование
Какие мероприятия вам больше нравятся:
Всего 39 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 192 человека

ЗАВИСИМОСТЬ: алкогольная, наркотическая, интернет

Дата: 17 сентября 2014 в 13:19, Обновлено 16 марта 2017 в 11:22

Зависимости (алкогольная, наркотическая, интернет)

                                        у детей и подростков

  1. Алкогольная и наркотическая зависимость.

На протяжении последних десятилетий ученые всего мира все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение – детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков и наркотических веществ несовершеннолетними. Эта проблема сегодня актуальна для многих стран мира; она продолжает оставаться одной из самых социально значимых и для Беларуси. Согласно медицинской статистике Республики Беларусь, сейчас более 175 тысяч жителей государства состоят на учете в наркологических диспансерах, а также проходят лечение у врачей-наркологов.  16 тысяч из них  -  несовершеннолетние.

       Уберечь ребенка от наркотиков и алкоголя. Это, несомненно, очень важная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается любая семья. С учетом влияния сверстников, телевидения, кино, рекламы и музыки, замещающим родителям иногда кажется, что у них почти нет шансов повлиять на выбор ребенка. На самом деле это не так. Ценности, которые они прививают детям в процессе взросления, станут основным сдерживающим фактором в вопросе употребления наркотиков и алкоголя в будущем.

       Подростки из семьи с хорошим эмоциональным и психологическим климатом, где родители в контакте со своим ребенком, в курсе проблем, свойственных этому возрасту, уважают его права как личности, никогда не станут алкоголиками и наркоманами. Если всего этого в семье нет, то такие родители плохие помощники в борьбе за их ребенка. Отсутствие со стороны родителей интереса к жизни подростка, безнадзорность, поглощенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному "отторжению" подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.

       Замещающим родителям  нужно обратить внимание на своих детей, если они вдруг становятся слишком скрытными, если у них заметно снижается успеваемость, пропадает интерес к хобби, увеличиваются финансовые траты, а в доме начинают пропадать деньги. Должны насторожить и новые подозрительные друзья, резкая смена настроения, ношение не по погоде одежды с длинными рукавами, поведение, напоминающее состояние опьянения, но отсутствие при этом запаха спиртного.

Причин для первого употребления алкоголя или наркотических веществ можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.

  1. Употребление из любопытства. Человек  любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток, познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасности наркотиков на только не пугают, но порой даже привлекают, «чем опаснее, тем заманчивее». «Парень, с которым я дружила, принимал наркотики. Пришло время, когда он стал уделять мне все меньше внимания. Наркотик стал для него важнее, чем я, чем наша любовь. И тогда я подумала – ну что же это такое, что может быть сильней любви, сильнее чувства? Надо непременно это попробовать».
  2. Употребление ради удовольствия. Человеку присуще желание испытать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получить удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное – это получить удовольствие, наслаждение. Порой не важно, какой ценой. Желания получать все новые и новые удовольствия часто сочетаются с отсутствием внутренних границ (запретов): «Я могу позволить  себе все что угодно».
  3. Употребление с целью быть принятым определенной группой. В переходном возрасте большую роль в поведении подростка играет конформизм. Подросток боится быть изолированным из своего круга общения, и вынужден идти на поводу у большинства. Так, например, если в его круге общения появляются лидеры, ступившие на путь алкогольной или наркотической зависимости, то, скорее всего, рано или поздно, по тому же пути пойдут и другие члены компании, чтобы не выделяться на фоне остальных. В переходном возрасте подросткам не всегда хватает сообразительности, чтобы понять, что данный путь не является верным. Не хватает и смелости, чтобы порвать с плохой компанией. Подростки повторяют за теми, кто, по их мнению, является примером для подражания.

   4. Употребление как протест против родителей.  Вызов против запретов и давления   родителей. «Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью». «Вы больше не сможете управлять мной».

5. Употребление, чтобы снять напряжение. Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в  собственных силах – является одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик становится средством защиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует тому, что ребенок может попасть под дурное влияние сверстников. «Делай, как мы, иначе ты не из нашей компании. У нас курят (пьют) все.»

«В то время, когда я начинал принимать наркотики, я чувствовал себя слабым, маленьким, забитым. Все люди казались мне большими и сильными. Я очень не хотел быть маленьким и слабым. Одна доза, и я почувствовал себя «крутым» в своем дворе, да и соседних дворах, а сверстники казались мне слабаками. Кайф уходил, и становилось страшно. Нужен был новый прием наркотиков. И так каждый день».

Ряд специалистов считают наркоманию «симптомом семьи». Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушения в воспитании наиболее часто проявляются как гипер- или гипоопека.

  1. Гиперопека. Чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывающих свое мнение по любому вопросу, диктующих каждый шаг. Ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
  2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). Ребенка восхваляют, культивируя в нем чувство исключительности; освобождают его от всех тягот, выполняют все его прихоти, снимая ответственность за поступки.
  3. Гипоопека. Воспитание, характеризующееся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорированием целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу:

«Золушка» – ребенок, лишенный ласки и внимания со стороны старших. Его постоянно третируют, унижают, противопоставляют другим детям, лишают всех удовольствий;

«Ежовые рукавицы». Систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, полное отсутствие тепла, сочувствие тепла, сочувствия и поощрения.

Мать не дает тепла, ласки, защищенности. Значит, искать их надо у кого-то или чего-то другого. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем.

Гипоопека – это недостаток любви. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи – слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа – наконец-то найденная иллюзия любви.

Второй тип риска – чрезмерно опекаемый ребенок. Это – кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни – получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных – телесных. В ребенке культивируют чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Гиперопека порождает инфантилизм, неспособность справиться с трудностями, когда ребенок из теплицы вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, оказывается в полной растерянности – каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода – боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной – шприц с дозой или алкоголь. Мир становится гораздо лучше.

Портрет ребенка с высоким риском заболеть наркоманией или алкоголизмом характеризуется следующими чертами:

  • пониженная способность переносить трудности повседневной жизни;
  • стремление к новизне – «жизнь серая, ничего не происходит, а я хочу жить ярко и красочно». Яркость и красочность – достигаются легко. Стоит только расширить горизонты сознания. Сначала «травка», потом – героин;
  • неприспособленность к жизни, упреки окружающих способствуют формированию скрытого комплекса неполноценности, внешне нередко проявляющегося в защитно-психологической реакции, состоящей в демонстрации превосходства над окружающими. Дон-Жуан, который нуждался в постоянных мужских победах для подкрепления своей значимости, - из категории таких типажей;
  • внешняя доброжелательность, сочетающаяся со страхом перед устойчивыми эмоциональными контактами (боязнь любви, брака). На самом деле это действующее с детства «табу» на любовь окружающих;
  • стремление перенести ответственность за принятие решений на других, стремление обвинять других, зная при этом, что они невиновны;
  • завистливость;
  • тревожность.

             Все эти черты характера способствуют бегству от реальности – у кого в алкоголь, у кого в наркотики, у кого в психосоматические заболевания.

Признаки, которые могут свидетельствовать об употреблении подростком наркотических веществ:

  • Бледность и покраснение кожи.
  • Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза.
  • Несвязанная, замедленная или ускоренная речь.
  • Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи.
  • Плохая координация движение (пошатывание или спотыкание).
  • Дрожь.
  • Безразличие к личной гигиене и внешности.
  • Круги под глазами.
  • Беспричинное возбуждение.
  • Вялость.
  • Смена настроения, возбудимость, раздражительность, враждебность.
  • Бессонница и сонливость.
  • Уходы и дома, прогулы в школе по непонятным причинам.
  • Избегание общения с близкими друзьями и людьми, которые могут поинтересоваться причинам изменения в поведении.
  • Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения.
  • Снижение успеваемости в школе.
  • Постоянные просьбы дать денег.
  • Частные телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры.
  • Самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересные.
  • Уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы, изворотливость, лживость.
  • Невероятность внешнего вида.

Безусловно, помочь ребенку, у которого уже возникла алкогольная или наркотическая зависимость очень сложно и это могут сделать только врачи-наркологи, поэтому основная работа специалистов сферы охраны детства, замещающих родителей, педагогов,  школьных психологов должная быть направлена на профилактику детского алкоголизма и наркомании.

Интернет зависимость у детей и подростков.

Интернет-зависимость как отдельную форму зависимости выделили в 1995 году – примерно через четыре года после того, как Всемирная сеть стала общедоступной. Что неудивительно – виртуальное пространство и виртуальное общение содержит массу соблазнов.

Специалисты из Китая провели ряд исследований, в которых была изучена работа мозга 35 человек возрастом 14 - 22 года. Они заполнили анкету, по результатам которой практически половина молодых людей признали себя сами интернет-зависимыми.

Участникам проводили магниторезонансную томографию, во время которой установили, что тяга к интернету способствует активации в мозге тех процессов, которые возникают при пристрастии к наркотическим средствам и алкоголю.

Выяснилось, у людей, не способных обходиться без интернета, нарушены проводящие пути меж зонами мозга, которые отвечают непосредственно за формирование эмоций, принятие решений, а также за концентрацию внимания.

И у алкоголиков с наркоманами, и у зависимых от интернета людей в головном мозге происходят аналогичные процессы замедления работы головного мозга.

У детей и подростков наблюдаются четыре степени Интернет-зависимости.

1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т.д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.

2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соцсети и т.д.), рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.

3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена (3-4 чата, соцсети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.

4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, предпочитая 1-2 игры или соцсети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту и мессенджеры, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в соцсети.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.