Зависимости (алкогольная, наркотическая, интернет)
у детей и подростков
- Алкогольная и наркотическая зависимость.
На протяжении последних десятилетий ученые всего мира все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение – детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков и наркотических веществ несовершеннолетними. Эта проблема сегодня актуальна для многих стран мира; она продолжает оставаться одной из самых социально значимых и для Беларуси. Согласно медицинской статистике Республики Беларусь, сейчас более 175 тысяч жителей государства состоят на учете в наркологических диспансерах, а также проходят лечение у врачей-наркологов. 16 тысяч из них - несовершеннолетние.
Уберечь ребенка от наркотиков и алкоголя. Это, несомненно, очень важная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается любая семья. С учетом влияния сверстников, телевидения, кино, рекламы и музыки, замещающим родителям иногда кажется, что у них почти нет шансов повлиять на выбор ребенка. На самом деле это не так. Ценности, которые они прививают детям в процессе взросления, станут основным сдерживающим фактором в вопросе употребления наркотиков и алкоголя в будущем.
Подростки из семьи с хорошим эмоциональным и психологическим климатом, где родители в контакте со своим ребенком, в курсе проблем, свойственных этому возрасту, уважают его права как личности, никогда не станут алкоголиками и наркоманами. Если всего этого в семье нет, то такие родители плохие помощники в борьбе за их ребенка. Отсутствие со стороны родителей интереса к жизни подростка, безнадзорность, поглощенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному "отторжению" подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.
Замещающим родителям нужно обратить внимание на своих детей, если они вдруг становятся слишком скрытными, если у них заметно снижается успеваемость, пропадает интерес к хобби, увеличиваются финансовые траты, а в доме начинают пропадать деньги. Должны насторожить и новые подозрительные друзья, резкая смена настроения, ношение не по погоде одежды с длинными рукавами, поведение, напоминающее состояние опьянения, но отсутствие при этом запаха спиртного.
Причин для первого употребления алкоголя или наркотических веществ можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.
- Употребление из любопытства. Человек любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток, познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасности наркотиков на только не пугают, но порой даже привлекают, «чем опаснее, тем заманчивее». «Парень, с которым я дружила, принимал наркотики. Пришло время, когда он стал уделять мне все меньше внимания. Наркотик стал для него важнее, чем я, чем наша любовь. И тогда я подумала – ну что же это такое, что может быть сильней любви, сильнее чувства? Надо непременно это попробовать».
- Употребление ради удовольствия. Человеку присуще желание испытать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получить удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное – это получить удовольствие, наслаждение. Порой не важно, какой ценой. Желания получать все новые и новые удовольствия часто сочетаются с отсутствием внутренних границ (запретов): «Я могу позволить себе все что угодно».
- Употребление с целью быть принятым определенной группой. В переходном возрасте большую роль в поведении подростка играет конформизм. Подросток боится быть изолированным из своего круга общения, и вынужден идти на поводу у большинства. Так, например, если в его круге общения появляются лидеры, ступившие на путь алкогольной или наркотической зависимости, то, скорее всего, рано или поздно, по тому же пути пойдут и другие члены компании, чтобы не выделяться на фоне остальных. В переходном возрасте подросткам не всегда хватает сообразительности, чтобы понять, что данный путь не является верным. Не хватает и смелости, чтобы порвать с плохой компанией. Подростки повторяют за теми, кто, по их мнению, является примером для подражания.
4. Употребление как протест против родителей. Вызов против запретов и давления родителей. «Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью». «Вы больше не сможете управлять мной».
5. Употребление, чтобы снять напряжение. Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в собственных силах – является одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик становится средством защиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует тому, что ребенок может попасть под дурное влияние сверстников. «Делай, как мы, иначе ты не из нашей компании. У нас курят (пьют) все.»
«В то время, когда я начинал принимать наркотики, я чувствовал себя слабым, маленьким, забитым. Все люди казались мне большими и сильными. Я очень не хотел быть маленьким и слабым. Одна доза, и я почувствовал себя «крутым» в своем дворе, да и соседних дворах, а сверстники казались мне слабаками. Кайф уходил, и становилось страшно. Нужен был новый прием наркотиков. И так каждый день».
Ряд специалистов считают наркоманию «симптомом семьи». Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушения в воспитании наиболее часто проявляются как гипер- или гипоопека.
- Гиперопека. Чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывающих свое мнение по любому вопросу, диктующих каждый шаг. Ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
- «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). Ребенка восхваляют, культивируя в нем чувство исключительности; освобождают его от всех тягот, выполняют все его прихоти, снимая ответственность за поступки.
- Гипоопека. Воспитание, характеризующееся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорированием целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу:
«Золушка» – ребенок, лишенный ласки и внимания со стороны старших. Его постоянно третируют, унижают, противопоставляют другим детям, лишают всех удовольствий;
«Ежовые рукавицы». Систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, полное отсутствие тепла, сочувствие тепла, сочувствия и поощрения.
Мать не дает тепла, ласки, защищенности. Значит, искать их надо у кого-то или чего-то другого. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем.
Гипоопека – это недостаток любви. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи – слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа – наконец-то найденная иллюзия любви.
Второй тип риска – чрезмерно опекаемый ребенок. Это – кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни – получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных – телесных. В ребенке культивируют чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Гиперопека порождает инфантилизм, неспособность справиться с трудностями, когда ребенок из теплицы вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, оказывается в полной растерянности – каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода – боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной – шприц с дозой или алкоголь. Мир становится гораздо лучше.
Портрет ребенка с высоким риском заболеть наркоманией или алкоголизмом характеризуется следующими чертами:
- пониженная способность переносить трудности повседневной жизни;
- стремление к новизне – «жизнь серая, ничего не происходит, а я хочу жить ярко и красочно». Яркость и красочность – достигаются легко. Стоит только расширить горизонты сознания. Сначала «травка», потом – героин;
- неприспособленность к жизни, упреки окружающих способствуют формированию скрытого комплекса неполноценности, внешне нередко проявляющегося в защитно-психологической реакции, состоящей в демонстрации превосходства над окружающими. Дон-Жуан, который нуждался в постоянных мужских победах для подкрепления своей значимости, - из категории таких типажей;
- внешняя доброжелательность, сочетающаяся со страхом перед устойчивыми эмоциональными контактами (боязнь любви, брака). На самом деле это действующее с детства «табу» на любовь окружающих;
- стремление перенести ответственность за принятие решений на других, стремление обвинять других, зная при этом, что они невиновны;
- завистливость;
- тревожность.
Все эти черты характера способствуют бегству от реальности – у кого в алкоголь, у кого в наркотики, у кого в психосоматические заболевания.
Признаки, которые могут свидетельствовать об употреблении подростком наркотических веществ:
- Бледность и покраснение кожи.
- Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза.
- Несвязанная, замедленная или ускоренная речь.
- Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи.
- Плохая координация движение (пошатывание или спотыкание).
- Дрожь.
- Безразличие к личной гигиене и внешности.
- Круги под глазами.
- Беспричинное возбуждение.
- Вялость.
- Смена настроения, возбудимость, раздражительность, враждебность.
- Бессонница и сонливость.
- Уходы и дома, прогулы в школе по непонятным причинам.
- Избегание общения с близкими друзьями и людьми, которые могут поинтересоваться причинам изменения в поведении.
- Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения.
- Снижение успеваемости в школе.
- Постоянные просьбы дать денег.
- Частные телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры.
- Самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересные.
- Уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы, изворотливость, лживость.
- Невероятность внешнего вида.
Безусловно, помочь ребенку, у которого уже возникла алкогольная или наркотическая зависимость очень сложно и это могут сделать только врачи-наркологи, поэтому основная работа специалистов сферы охраны детства, замещающих родителей, педагогов, школьных психологов должная быть направлена на профилактику детского алкоголизма и наркомании.
Интернет зависимость у детей и подростков.
Интернет-зависимость как отдельную форму зависимости выделили в 1995 году – примерно через четыре года после того, как Всемирная сеть стала общедоступной. Что неудивительно – виртуальное пространство и виртуальное общение содержит массу соблазнов.
Специалисты из Китая провели ряд исследований, в которых была изучена работа мозга 35 человек возрастом 14 - 22 года. Они заполнили анкету, по результатам которой практически половина молодых людей признали себя сами интернет-зависимыми.
Участникам проводили магниторезонансную томографию, во время которой установили, что тяга к интернету способствует активации в мозге тех процессов, которые возникают при пристрастии к наркотическим средствам и алкоголю.
Выяснилось, у людей, не способных обходиться без интернета, нарушены проводящие пути меж зонами мозга, которые отвечают непосредственно за формирование эмоций, принятие решений, а также за концентрацию внимания.
И у алкоголиков с наркоманами, и у зависимых от интернета людей в головном мозге происходят аналогичные процессы замедления работы головного мозга.
У детей и подростков наблюдаются четыре степени Интернет-зависимости.
1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т.д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.
2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соцсети и т.д.), рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.
3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена (3-4 чата, соцсети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.
4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, предпочитая 1-2 игры или соцсети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту и мессенджеры, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.
Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в соцсети.
Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.
Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники.