Профориентационная экскурсия в суд Брагинского района 30.10.2024
Профориентация: старшеклассникам Брагинской СШ и гимназии г.п. Брагина рассказали о службе в МВД
День открытых дверей в УО "Военная академия Республики Беларусь" 26.10.2024
Профориентационная беседа «Хочу служить!» 18.10.2024
Профориентационная беседа по поступлению в ГГУ имени Ф. Скорины 18.10.2024
ОРГАНЫ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ В 2025 ГОДУ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ НАБОР КУРСАНТОВ
Белорусский государственный технологический университет приглашает на День открытых дверей
Профориентационная экскурсия в открытое акционерное общество «Пераможнік» 26.09.2024
Профориентационная экскурсия в ГУ "Брагинский районный центр гигиены и эпидемиологии" 15.05.2024
Профориентационная встреча с представителем Белагропромбанка 10.05.2024
Учреждение образования «Могилевский государственный колледж искусств» приглашает на обучение
Профориентационная беседа по поступлению в Военную Академию Республики Беларусь 03.05.2024
Университетская суббота в Белорусском государственном университете транспорта
Областной День открытых дверей "Служу Отечеству!" 27.04.2024
Единый день профориентации 16.03.2024
День открытых дверей в УО «Буда-Кошелёвский государственный аграрно-технический колледж» 23.03.2024
Стань студентом БГТУ на один день 28 марта 2024 года
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Профориентационная беседа по поступлению в Университет гражданской защиты МЧС Беларуси 12.03.2024
«ОАО «Гомсельмаш» приглашает на День открытых дверей 24.02.2024
День открытых дверей в УО "Белорусский государственный медицинский университет" 17.02.2024
Профориентационная беседа по поступлению в сельскохозяйственные учебные заведения 30.01.2024
День открытых дверей в БГТУ 03.01.2024
Подготовительное отделение приглашает на 4-х-месячные подготовительные курсы к ЦТ/ЦЭ-2024
«Ярмарка целевой подготовки БГУТ-2024» 20.01.2024
16.12.2023 ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА в УО "Белорусский государственный университет транспорта"
Профориентационная беседа 08.12.2023
День открытых дверей в учреждении образования "Белорусский государственный университет физической культуры" 16.12.2023
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС
ОСЕННИЙ КРУИЗ по специальностям в БТЭУ 03.11.2023
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В БГУТ 18.11.2023
Профориентационная беседа по поступлению в УО «Витебская ордена "Знак Почета" государственная академия ветеринарной медицины» 12.10.2023
Профориентационная беседа по поступлению в УО "Военная академия Республики Беларусь" 11.10.2023
Профориентационная беседа с учащимися XI класса 01.09.2023
В рамках реализации образовательно-просветительского проекта «Профориентационные экскурсии-профессии моих родителей» учащиеся ГУО «Брагинская средняя школа» посетили Брагинский районный суд 28.03.2023
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ
Профориентационная беседа по поступлению в УО "Военная академия Республики Беларусь" 10.03.2023
Профориентационное мероприятие "Будущее выбираю сегодня" 09.03.2023
Профориентационная беседа по поступлению в "Полоцкий государственный лесной колледж" 09.03.2023
День профориентации 04.03.2023
Профориентационная беседа по поступлению в УО "Военная академия Республики Беларусь" 27.02.2023
Профориентационная беседа по поступлению в Университет гражданской защиты МЧС 25.01.2023
Информация для поступающих в Академию МВД Республики Беларусь
Посещение учреждения образования "Белорусский государственный университет транспорта" 10.12.2022
Профориентационная беседа по поступлению в военные учебные заведения 02.12.2022
Профориентационная беседа 01.12.2022
Посещение УО "Лоевский государственный педагогический колледж" 04.11.2022
МЕРОПРИЯТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССНОНАЛЬНОЙ
Профориентационная беседа по поступлению в УО "Военная академия Республики Беларусь" 19.10.2022
Профориентационная беседа по поступлению в УО «Военная академия Республики Беларусь» 12.10.2022
Профориентационная экскурсия на молочно-товарную ферму в д. Заречье 06.10.2022
День открытых дверей в отделе статистики Брагинского района 28.09.2022
Профориентационная беседа по поступлению в УО "Академия МВД Республики Беларусь" 23.09.2022
Профориентационная беседа по поступлению в сельскохозяйственные учебные заведения 07.04.2022
Профориентационная экскурсия в РОВД "День с предприятием" 23.03.2022
Профориентационная беседа по поступлению в УО "Речицкий государственный аграрный колледж" 24.01.2022
Профориентационная экскурсия на МТК "Косачёв" 18.01.2022
Профориентационная беседа 11.01.2022 со старшим экспертом Хойникского МРО ГКСЭ
Профориентационная встреча с представителем УО «Военная академия Республики Беларусь»
Профориентационная беседа 23.09.2021
- Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь
- Полезные ссылки
- Областной профориентационный портал
- Видеоматериалы
- Брошюры и буклеты
План профориентационной работы
на 2022/2023 учебный год
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1.Организационная и информационно-аналитическая работа |
|||
1 |
Изучение педагогическими работниками нормативно-правовых актов в сфере образования, занятости и социального обеспечения, направленных на совершенствование работы по профессиональному самоопределению молодежи |
Ежеквартально 2 раза в год |
Администрация |
2 |
Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников базовой и общеобразовательной школы |
Август |
Специалисты СППС, Заместитель директора по ВР |
3 |
Проведение анкетирования среди учащихся выпускных классов учреждения образования с целью выявления их профессиональных намерений |
Сентябрь-ноябрь |
Педагог-психолог, классные руководители |
4 |
Анализ работы по профориентации с учащимися |
1 раза в год |
Заместитель директора по ВР |
5 |
Провести семинар с классными руководителями: «Выбор профессии обучающимися – приоритетное направление учреждения образования» |
Апрель |
Заместитель директора по ВР |
6 |
Дни профориентации |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, психолог |
7 |
Систематическое обновление материалов по профориентации на информационных стендах и сайте учреждения |
Сентябрь |
Заместитель директора по ВР, психолог |
2. Взаимодействие с заинтересованными ведомствами |
|||
1 |
Проведение экскурсий на предприятия и организации района |
В течение года |
Зам. директора по ВР, клас. рук., ответственные за профориентацию |
2 |
Посещение учащимися учебных заведений, Дней открытых дверей |
В течение года |
Зам. директора по ВР, клас. рук., ответственные за профориентацию |
3 |
Участие выпускников в акциях и мероприятиях |
В течение года |
Зам. директора по ВР, клас. рук., ответственные за профориентацию |
4 |
Круглый стол «Значимые профессии» |
Февраль |
Специалисты СППС |
3. Организация работы с родителями. |
|||
1 |
Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися: |
постоянно |
Заместитель директора по ВР |
2 |
Родительское собрание профориентационной тематики «Профориентационная работа – приоритетное направление учреждения образования» |
Сентябрь |
Заместитель директора по УР, классные руковолдители |
3 |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации |
В течение года |
Специалисты СППС |
4 |
Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии |
В течение года |
Специалисты СППС |
5 |
Размещение информации по профориентации на сайте УО |
В течение года |
Кравченко В.И., администратор школьного сайта |
4. Организация работы с учащимися. |
|||
1 |
Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь «группы риска» |
В Течение года |
Специалисты СППС |
2 |
Профориентационная диагностика учащихся |
В течение года |
Педагог-психолог |
3 |
Участие школьников в районных и внутришкольных профориентационных мероприятиях |
В течение года |
Зам. директора по ВР, клас. рук., ответственные за профориентацию |
4 |
Проведение профориентационных игр и тренингов с учащимися 9-11 классов |
В течение года |
Классные руководители, Специалисты СППС |
5 |
Проведение гостевых уроков: профориентационные встречи с представителями предприятий и организаций |
В течение года |
Зам. директора по ВР, клас. рук., ответственные за профориентацию |
6 |
Организация факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» |
В течение года |
Повод И.Н. |
7 |
Информирование учащихся в возрасте от 14 до 18 лет об организации временного трудоустройства в свободное от учёбы время. |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
8 |
Участия учащихся в работе на пришкольном участке |
В течение года |
Классные руководители |
Поступающим в высшие учебные заведения:
Поступающим в средние специальные учебные заведения:
https://www.youtube.com/watch?v=tz-tVkY71T4
Что влияет на выбор профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:
1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
(в помощь выбирающему профессию)
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана.
Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».
Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач — подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.
Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности не на своем месте, о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.
Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз; выявлены также значительные — порядка 1120 — вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.
Профессии, однако, «себе на уме» — у каждой, а их десятки тысяч, своитребования к человеку, свой норов, свой расчет. Мы выбираем и нас выбирают.
Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов.
Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.
Памятка выбирающему профессию
Выборпрофессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.
Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.
Пользуйся информацией профессионалов.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,
внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),
реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
• Изучи глубже самого себя:
разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главныеи второстепенные качества.
• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
• что от него потребует работа и трудовой коллектив.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
- выбор профессии за компанию;
• перенос отношения к человеку на саму профессию;
• отождествление учебного предмета с профессией;
• ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
• неумение определить путь получения профессии.
2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
- незнание или недооценка своих физических особенностей;
• незнание или недооценка своих психологических особенностей;
• неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
- увлечение только внешней стороной профессии;
• предубеждение в отношении престижности профессии;
• незнание требований профессии к человеку;
• устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы
• От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
• Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
• Какие учебные предметы у вас любимые?
• Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
• О какой работе вы мечтаете?
• Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
• Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
• Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
• Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
• Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
• Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
• С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
• И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ
1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек»,«человек-знаковая система», «человек-художественныйобраз»; составить формулу интересующей профессии;
• выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
• ознакомиться с интересующимипрофессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
• узнатьсодержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Профессиональная пригодность
Различают следующие степени профессиональной пригодности:
1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».
Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
• Какова продолжительность обучения?
• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
• Адрес учебного заведения и его полное название?
Советы Как справиться со стрессом на экзаменах и тестировании
Советы родителям Как помочь детям подготовиться к ЦТ
Советы учащимся Как готовится к ЦТ
Республиканский институт контроля знаний
Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи
Институт пограничной службы РБ