КТО В ДОМЕ ГЛАВНЫЙ?
Появление в семье ребенка всегда радостный праздник. Все родительские устремления и заботы направлены на кроху. А если ребенок имеет какие - либо психические или физические нарушения в развитии?
В семье такой ребенок превращается либо в «вечного младенца», либо в «звезду» и «избранного», становится «главным» в доме. Родители, жалея своего больного ребенка, чрезмерно опекают его и балуют, стремятся все сделать за него, предупредить каждое его желание, позволяют вести себя, как заблагорассудиться, хотя такое поведение невыносимо для близких и окружающих. Подрастая, ребенок начинает осознавать свое особое положение и в некоторых случаях начинает пользоваться им, особенно в общественных местах, «играет на публику». Он может топать ногами, плакать, кричать до посинения. Это приводит мать в полное замешательство. Она быстро уступает и дает ребенку то, что он требует, тем самым подкрепляя его неправильное поведение. В этом отношении требования к особому ребенку должны быть такими же, как к обычному. Ведь всепрощенчество и вседозволенность являются следствием ложного представления о заботливом отношении к ребенку или же безразличия к нему.
Часто в семьях, где кроме ребенка с отклонениями в развитии, есть другие дети, складываются неправильные отношения в целом. Здоровым детям уделяется меньше внимания, от них требуют во всем уступать «больному», не жаловаться на неправильные поступки последнего. Конечно, старшие дети бывают недовольны и дополнительными обязанностями по уходу за «больным». Все это отражается на формировании характера здорового ребенка.
Бывает, что один из родителей принимает роль мученика и жертвует всем во имя больного ребенка в ущерб интересам остальных членов семьи, и тогда между супругами начинают возникать конфликты, «избранный» становится причиной обоюдных упреков и критики. Как бы то ни было, нельзя позволять ни себе, ни другим обвинять ребенка в ухудшении психологического или материального положения в семье, прежде всего, нужно понять, что в современной семье у каждого должны быть равные права и обязанности. Главное право - на любовь и уважение, независимо от достоинств и недостатков, а главная обязанность - уважать и любить всех членов семьи, независимо от их достоинств и недостатков, не надо определять больному ребенку роль главного в доме, угождая ему во всем, потому что чрезмерная опека плохо влияет не только на супружеские отношения, но и наносит ущерб здоровью самого ребенка. Он обычно растет несамостоятельным, капризным, нервным и терроризирует всех окружающих, требуя к себе постоянного внимания. Стараясь сделать все за «особого» ребенка, родители тем самым не позволяют ему пробовать свои силы и развивать свои умения, Ни физическая, ни умственная активность не развиваются сами собой. Умения и навыки достигаются через упражнения, чтобы ребенок мог развиваться, нужно постоянно поддерживать его попытки самостоятельных действий, даже малейшие успехи следует всячески поощрять, всякая похвала усиливает чувство собственной ценности ребенка и тем самым силы и готовность дальше осваиваться в жизни, конечно же «особый» ребенок и развивается по-особому. То, чему обычные дети могут научиться за несколько дней, для него потребуется, быть может, несколько месяцев или лет. Поэтому воспитание и обучение требует огромного терпения, выдержки и последовательности, но самостоятельность, независимость от чужой помощи, умение осваиваться в обществе предопределяют всю будущую жизнь ребенка, имеющего нарушения в развитии.
Воспринимать особого ребенка нужно, прежде всего, как ребенка и относиться к нему нужно по возможности, как к обычным детям, не навязывая ему положения «главного» или «ущербного».