Как укротить «строптивого»?
(Несколько советов о том, как справиться с детскими капризами и упрямством)
Капризы — бурные проявления гнева и злости. Чаще они свойственны детям, которые не знают, как достичь своей цели иначе, чем нытьем. Как правило, такой ребенок беспомощен и зависим от взрослых.
Упрямство — способ настоять на своем, первая попытка самоутверждения. Такой ребенок проявляет упрямство только в ответ на требования родителей.
Упрямый ребенок |
Капризный ребенок |
Для «упрямца» главное — не уступить, настоять на своем. Если взрослый махнет на него рукой, он будет только рад. |
«Капризуля» стремится добиться большего внимания к себе и начинает ныть и плакать по любому поводу. |
Любимое выражение - «Я хочу!» |
Любимые слова - «Я не хочу!». |
У ребенка всегда есть мнение, которое он может противопоставить желанию родителей. |
Ребенок отказывается от всего, что ему предлагают родители. |
Упрямство ребенка — результат требовательности родителей. |
Капризы -- следствие чрезмерной уступчивости близких. |
У ребенка наблюдается «избыток» некоторых качеств: излишняя самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающие ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений. |
Каприз — недостаток развития личностных качеств.Такой ребенок не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребенок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий. Взрослые не предъявляют ему никаких требований. |
Упрямство легче поддается коррекции потому, что изменений личности у ребенка в большинстве случаев нет. Неправильное поведение ребенка — во многом отражение неправильного поведения взрослых. Изменится позиция взрослых — изменится и позиция ребенка. |
У капризного ребенка формируются крайне неприятные личностные качества. Причина их появления — излишняя опека. Изменение поведения взрослых не ведет к исчезновению капризов, а, наоборот, усиливает их. |
Прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Ребенок, хотя и с опозданием, должен усвоить, что «нельзя» — это «нельзя», а «надо» — это «надо», что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что- то взамен.
Родители должны научить ребенка преодолевать трудности, развивать самостоятельность. Дома следует предлагать (не заставлять!) ребенку самому сделать что-то, например: самостоятельно умыться, порадоваться за него, какими он стал чистым; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам.
Некоторые дети имеют скверную привычку падать на пол, плакать и дрыгать ногами, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение – притворство или провокация, а потому не стоит обращать на него внимания. Лучший способ отучить от этой привычки — игнорировать.
Отмечайте и поощряйте все поступки, заслуживающие одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Так ребенок поймет, что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытье и капризы.
Заметив, что ребенок начал плакать, ныть или как-то по-другому выражать свое недовольство с целью получения выгоды, действуйте по обычному сценарию. Не обращайте внимания, игнорируйте. Если вы чувствуете, что не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в другую комнату. Лишившись общества, малыш поймет, что капризничать бессмысленно.
Кроме того, очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случае ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание.