Комплекс игр и упражнений по развитию психических процессов
Развитие внимания
1. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное»
заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, аист, коза, страус.
1.1 «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение»
печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, лилия, куст, пальма.
1.2 «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».
заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, лилия, куст, пальма, аист, коза, страус.
2. «Найди отличия».
Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя разными изображениями. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д)
3. «Что неправильно?»
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет то топают ногами.
Саша навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее.
У собаки сиреневый хвост.
Лене очень нравиться Сережа поэтому она его бьет.
Все дети любят конфеты.
Мама не любит мороженное.
Земля плоская.
Весной не цветут цветы.
Жили у бабуси два веселых кролика.
Папа может все что угодно.
Кошка размером с человека.
Солнышко на земле, а море в небе.
4. «Что задумал художник?»
Взрослый раздает детям недорисованные картинки сказочного леса с деревьями, кустами. Затем детям предлагается дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой лес.
5. «Что недорисовано?»
Взрослый раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: чайник без ручки, петух без хвоста,
зонт без трости, лиса без лапы
6. «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники»
7. «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»
Взрослый раздает каждому ребенку квадраты разделенные на четыре каждый и просит повторить рисунок точек, предварительно показав их детям.
8.«Найди пару», «Найди такой же». - дидактическая игра с использованием стимульного материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся предметов, овощей и фруктов или животных.
9. «Раскрась фрукт» (как только проявляется небрежность, работа прекращается)
Детям дают картинки с черно-белыми изображениями овощей и фруктов и предлагают раскрасить только фрукт соответствующим цветом.
10.«Копирование образца»
Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4 элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют добавляя еще детали. Далее нужно попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Взрослый изменяет узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения и предложить выложить повторно.
11.«Найди такой же предмет»
На столе лежат вырезанные из картона рисунки на одном из которых нарисованы круг, на другом квадрат, треугольник и т.д. детям предлагается найти пару.
12.«Рисую палочки»
Взрослый дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы, кошки и т.д.
13.«Расставь значки»
Взрослый раздает каждому ребенку лист в клеточку и просит повторить рисунок значков в каждой клеточке по предъявленному образцу, можно усложнить дав задание воспроизвести по памяти.